Тест акустических систем BLAM серии Signature: 3-полосных BLAM 165S300 и отдельных НЧ/СЧ динамиков BLAM S690
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Давненько не доводилось изучать в деталях акустику от человека-легенды в мире автозвука – Ги Бонневилля. А меж тем, у созданного им бренда BLAM (Bonneville Laboratory And More) уже круглая дата – 10 лет, и к ней приурочен выход сразу нескольких моделей (и даже новых серий). Что ж, упущение нужно исправлять, и сегодня попробую не просто изучить, но и «прочитать» концепцию одной их верхних моделей в линейке бренда из серии Signature. Нетерпеливые могут сразу листать к выводам, ну а я расскажу по порядку, из чего эти выводы получились.
Итак, в лаборатории 3-полосный комплект BLAM 165S300, который на момент теста стоит 189990 рублей. А если пассивный кроссовер не нужен, комплект будет называться BLAM 165S300 ACT и стоить 179990 рублей. Но, если что, каждый из компонентов продаётся и отдельно (цены – на момент теста):
А ещё ко мне в руки попали овалы BLAM S690 – одни из немногих на российском рынке НЧ/СЧ динамиков 6х9 дюймов для компонентных систем верхнего ценового эшелона (на текущий момент стоят 104990 рублей). Формат востребован во многих автомобилях вроде Toyota, Lexus и т. п. в составе фронтальной акустики.
НЧ/СЧ динамики BLAM S6.300 построены на оригинальных литых алюминиевых корзинах с моторами на ферритовых магнитах и углеволоконными (ну или карбоновыми, если хотите) диффузорами.
Вообще, Ги часто использует углеволокно в своих моделях, конусная часть диффузора получается нетолстой, но жёсткой. Потом на измерениях обращу на это внимание – собственные резонансы материала неплохо демпфированы, да и особой ломки в них тоже не возникает. Центральные колпачки – всё то же углеволокно, верхние подвесы – мягкая бутиловая резина.
Корзина достаточно открытая, это исключает эффект «воздушной подушки» с тыльной стороны диффузора. Пространство под центрирующей шайбой тоже открытое – воздушная компрессия внутри мотора нам не нужна.
Звуковая катушка намотана на каркасе 38 мм. Высота намотки – 17 мм, высота верхней шайбы магнитопровода (читай, высота магнитного зазора) – 5 мм.
НЧ/СЧ динамики BLAM S690 построены на корзинах в близком дизайне, разве что с чуть иным, не шероховатым, а гладким матово-чёрным покрытием.
Диффузоры – тот же углеволоконный композит, верхние подвесы – бутиловая резина (чуть поплотнее, чем в 6,5-дюймовом динамике), вместо центрального колпачка – классическая фазовыравнивающая пуля.
Моторы внешне очень похожи – тоже на 100-миллиметровых ферритовых кольцах и с 38-миллиметровыми звуковыми катушками. Но сами катушки, судя по описанию, здесь использованы другие – с высотой намотки 15 мм. И осевого канала нет.
СЧ динамики BLAM S3.55 тоже построены на литых алюминиевых корзинах. Внешний диаметр по фланцу – 90,5 мм.
В отличие от многих «серединок» в верхнем ценовом сегменте, моторы здесь – ферритовые.
Впрочем, размеры моторов остались вменяемыми, проблем с инсталляцией возникнуть не должно. Диаметр магнита – 55 мм. Монтажная глубина динамика – 53 мм.
Защитные сетки несъёмные, но при необходимости их можно аккуратно отделить. Главное, аккуратней, не нужно лезть чем-то острым, чтобы не повредить подвес.
Центральные колпачки – алюминиевые, что наводит на мысли об использовании динамиков в качестве широкополосных. И действительно, если повнимательней посмотреть в описание, можно обнаружить фразу «can be use as full range». Пока не стану спешить, посмотрим, как они покажут себя в деле. Пока лишь замечу, что это важный момент для понимания принципов построения комплекта.
Твитеры T20 HR – буквы HR в индексе модели означают не что иное, как High Resolution, да и в техническом листке приведена АЧХ, простирающаяся выше 40 кГц. Купола – тканевые, с номинальным размером 20 мм. Насколько мог заметить, Бонневилль любит этот калибр и часто использует его в своей акустике.
Сами твитеры очень компактны, диаметр корпуса – всего 34 мм, а если мерить по верхнему фланцу – 36 мм.
В комплекте есть корпуса для наружного монтажа из немного непривычного пластика – не то, чтобы мягкого, но уж точно не жёсткого и не хрупкого, как это обычно бывает. К слову, довольно изящные.
3-полосные пассивные кроссоверы BLAM BFX03 превращают комплект BLAM 165S300 ACT в BLAM 165S300.
Кроссоверы достаточно компактны для 3-полосных, что во многом объясняется их лаконичным построением. Здесь нет регулировок уровней ВЧ или СЧ, нет фильтров высоких порядков, а катушка в НЧ звене намотана на сердечнике. Тем не менее, кроссы не дали повода относиться к себе с пренебрежением – чуть дальше увидите, они делят полосы ровно так, как того требуют динамики.
Измерение электромеханических параметров
Формально динамики отнесены к 3-омным, что хорошо согласуется с измеренными параметрами. При этом импеданс нигде по диапазону ниже 2-омной отметки не просаживается, так что акустика не станет для усилителей непосильной нагрузкой. Разве что СЧ динамики можно было бы назвать 4-омными – они как-то ближе к этому по своим характеристикам. Измеренные параметры чуть разошлись с заявленными, но на деле оказались даже немного интереснее.
Заявленные/фактические параметры BLAM S6.300 (НЧ/СЧ 6,5 дюймов):
Заявленные/фактические параметры BLAM S690 (НЧ/СЧ 6х9 дюймов):
Заявленные/фактические параметры BLAM S3.55 (СЧ динамики):
А теперь важный момент. Описание допускает для среднечастотников установку в корпуса. Понятное дело, добротность при этом задерётся вверх, поэтому даже указано, что в 300 мл обещается подъём на 270 Гц аж на 5 дБ. Но я бы делать этого всё же не стал, динамикам будет лучше в оформлении, близком к Free Air – это и на слух тоже подтверждается.
НЧ/СЧ динамики BLAM S6.300 показали достаточно гладкую АЧХ без резких перепадов – от резонансов в подвесах и гуляющих механических напряжений в диффузоре почти не осталось и следа. Мелкие колебания фазы излучения – на уровне «докопаться». В модальный режим (когда с повышением частоты длины излучаемых волн становятся сопоставимы с размерами диффузора) динамики входят плавно, не звеня диффузорами. С понижением частоты искажения нарастают плавно, не скачком.
СЧ динамики BLAM S3.55 действительно стараются тянуться вверх по частоте, хоть и делают это с плавным спадом отдачи. Их действительно лучше отнести к среднечастотным, хотя и с замашками широкополосников. Единственное, к чему можно придраться, – небольшой перепад фазы излучения ближе к 2 кГц (какой-то лёгкий локальный резонанс в подвесах или диффузоре). С понижением частоты искажения начинают расти только ниже 150 Гц, так что свобода в настройке стыка с НЧ звеном имеется.
Твитеры BLAM T20 HR – АЧХ близка к горизонтальной в области от 3 кГц и выше. Однако с понижением частоты ниже 4 кГц начинает намечаться рост искажений, так что твитеры явно не для двухполоски – рассчитаны на более высокие частоты раздела с СЧ звеном.
Включение через пассивный кроссовер. Нечастый случай, когда 3-полосный кроссовер делит НЧ и СЧ полосы относительно низко – акустически стык получился в районе 300 Гц. СЧ здесь сверху не ограничивается и работает в полную полосу, а твитер, по сути, только помогает ему сверху.
НЧ/СЧ динамики BLAM S6.300. Первое, что обращает на себя внимание – это шикарный бас: плотный, собранный, ударник мощно колотит в грудь, бас-гитара упругая и заставляет вибрировать диафрагму. Мидбасовый диапазон даже на средней громкости приобретает тактильность, при увеличении громкости динамики даже и не думают выходить из-под контроля усилителя и сваливаться в гулкость. Очень эмоционально и прямо-таки заставляет притопывать ногой на ритмичной музыке.
СЧ диапазон спокойный, без выстреливания отдельных нот. Если решите использовать эти динамики в 2-полоске, выбирайте «низкоиграющее» твитеры, 20-миллиметровые BLAM T20 HR для этих целей не подойдут: они ориентированы на 3-полоску. Смотрите в сторону моделей с крупными куполами 25 мм или лучше 28 мм.
НЧ/СЧ динамики BLAM S690 ещё более басовитые, в иных случаях, может, и сабвуфер не понадобится. Причём нижние частоты по своей фактуре далеки от того, что обычно бывает в этом калибре, – не имитация баса гудением, а достаточно упругое и сочное звучание. С такими басовыми возможностями, главное, сами двери подготовить соответствующим образом – ограничиться установочными кольцами и оставить голой «жестянку» не прокатит.
СЧ динамики BLAM S3.55 неплохо подбираются к мидбасовой области и допускают достаточно низкую частоту стыка с НЧ звеном. По крайней мере, относительно своего калибра. В качестве отправной точки я бы начинал, пожалуй, от 250-300 Гц. Но, ещё раз, всё это при условии установки динамиков Free Air – тесноты они не любят.
Вверх тянут ненавязчиво, без особой грязи или выраженных окрасов, так что радикальных мер при стыковке с твитерами не требуют – при желании можно обойтись фильтрами невысоких порядков, а то и вовсе распустить сверху в полную полосу, как это делает пассивный кроссовер.
Твитеры BLAM T20 HR. Учитывая характер СЧ, становится понятно, почему Бонневилль в этом комплекте использовал именно небольшие 20-миллиметровые твитеры, которые в 3-полоске оказались как раз уместными – на ВЧ дают лёгкое и прозрачное звучание.
Тут, правда, без конкретики касаемо настройки, но однозначно стык с СЧ лучше искать не слишком низко. Конкретно в связке с BLAM S3.55 я бы взял за отправную точку отметку не ниже 6-7 кГц, а дальше – по ситуации, в том числе в зависимости от взаимного расположения твитеров относительно СЧ. При таком раскладе твитеры по своему применению становятся не то, чтобы совсем супертвитерами, но близко к этой концепции.
Включение через пассивный кроссовер. Поэкспериментировал с разворотами динамиков, чтобы понять, чего в принципе можно ожидать в реальной инсталляции, и вот на что обратил внимание. Диапазон совместной работы НЧ и СЧ получился достаточно широким, и когда нет возможности подвигать задержки в полосах относительно друг друга, это, пожалуй, можно рассматривать как плюс: легче получить «слитное» звучание.
А вот растаскивать СЧ и ВЧ далеко друг от друга – не самая лучшая затея, лучше стараться разместить поближе. И попробовать подключение твитеров с прямой и обратной полярностью – может оказаться, что во втором случае ВЧ будут звучать более слитно.
Главная особенность этой акустики – это СЧ, которые берут на себя значительную часть диапазона целиком, не отдавая его соседним полосам. Если не зажимать динамики в тесные объёмы, то можно пускать их работать уже от 250-300 Гц и… фактически, до самого верха.
При этом СЧ хоть и построены по принципам широкополосных динамиков, было решено не отдавать им на откуп вообще весь верх. Во-первых, в реальном инсталле уж слишком сильна зависимость от углов, под которыми видны динамики. Во-вторых, как ни крути, а разрешение отдельных твитеров в ВЧ диапазоне всё же выше.
Поэтому СЧ хоть и берут на себя значительную часть информативного диапазона, но в помощь наверху им добавлены классические твитеры. А поскольку оным требуется отрабатывать только самый вверх, логично выбран не привычный калибр 25 мм или 28 мм, а небольшой 20-миллиметровый.
В общем, имеем цельный, сбалансированный 3-полосный комплект достаточно высокого уровня, в котором каждый элемент силён именно в своей роли.